Вы не имеете права писать в форум не зарегистрировавшись.
Если вы зарегистрированы на любом другом форуме проекта Theatre.Ru,
вы можете использовать эти же имя и пароль.



Регистрация

Впечатление о спектакле "Оккупация..." , Татьяна Линькова, 6 июня
?Оккупация ? милое дело? или ?О, Федерико!? ? это не спектакль, как вы могли подумать, о времени немецкой оккупации и сопротивлении фашизму. Это спектакль, на мой взгляд, о другом виде оккупации. Оккупации нашего сознания и мировоззрения, когда из обычных людей, мы вдруг превращаемся в глазах других в ?оккупантов?, сами того не подозревая и не ведая, что творим?
В начале, как в зале старенького кинотеатра идет хроника времен Второй Мировой войны ? поврежденная пленка, иногда тормозящая, как нарочно ?замерзающая? на каком-то крупном плане. Идут усталые русские солдаты. Идут и идут. Идут советские солдаты длинной вереницей сквозь степи и холмы. До горизонта движущееся, петляющее ?тело? массы людей на марше. Крупные планы. Усталые, запыленные лица бойцов, настоящих солдат, мужчин, прошедших все испытания войны?. Их лица суровы, им не до смеха и улыбок. Их непрерывная колонна может внушить страх врагу. Их судьба стать победителями. Они защищают Родину.
И вот действие на экране гаснет и передвигается в зрительный зал. Мужчина в распахнутой военной шинели, в сбившейся на бок фуражке, перегнувшись почти пополам от тяжести ноши, пробившись через узкий проход в зрительном зале тащит по качающемуся в такт движения поезда плацкарту огромный фанерный чемодан. Офицер чуть не падает, но ношу свою бережет. Чемодан с чем-то хрупким, но очень тяжелым?Следующий лихой военный тащит по вагону другую добычу ? скрученный в рулон ковер. Ковер стремится зацепиться за все полки и ручки плацкарта, бьется, как наложница в руках у горца, но упорство сержанта преобладает, над слепым упрямством ковра. Сержант с ковром через плечо исчезает в переходе в следующий вагон?
Что это было? А это возвращение на родину победителей ? русских солдат из побежденной Германии.
Выходит женщина-девочка - в потрепанном темном пальто не по размеру, под ним смешная из белой марли пышная юбочка, расшитая бусами с новогодней елки- такие юбки делали мамы своим дочкам на новогодние праздники в детских садах. На голове у девочки красная шляпа с большим цветком над правым ухом и зеленой атласной завязкой впереди. На ногах у нее лыжные шаровары с начесом и боты. Только это не девочка, а взрослая женщина и она начинает свой монолог?
Женщина начинает рассказ о своих детских годах, проведенных с папой и мамой в военном гарнизоне в побежденной Германии. Эта необычная одежда ? это одежда ее воспоминаний: несуразных, местами шизоидных, но, в основном, абсолютно правдивых, пронзительных и узнаваемых.
Как страшно звучат откровения ребенка устами уже взрослой женщины, что, оказывается, их всех ? ее, маму, папу, гарнизон русских войск покоренные немцы считали оккупантами. Вот как кардинально меняются роли в истории. Ты себя считаешь победителем, а для побежденных ты оккупант.
Не буду рассказывать весь спектакль об ?оккупации? души русских людей, переживших великую войну и страдание - мелочностью, рвачеством, алкоголем, глупостью, мещанством, навязанными идеалами и ценностями?Это посмотрит тот, кому будет интересно и сделает какие-то выводы для себя.
В конце монолога этой странной дамы, которая, в силу своего состояния, может не бояться говорить нелицеприятные вещи (дальше того места, где она была, уже идти некуда и, самое страшное, она с ним сроднилась) будет концерт в духе художественной самодеятельности. Где он проходит? Может в военном городке тех далеких лет. А может в сумасшедшем доме. А может в лагере.
Когда песню ?Давай закурим? исполнила Наталья Рожкова - она была в роли поющей на концерте зечки ? у меня вдруг ручьем потекли слезы. Никогда так не текли на спектакле.
Я сидела в первом ряду этого маленького камерного зала на 8 рядов, в2 метрахот исполнительницы. Она, конечно, заметила это, от чего ручьи мои совсем не захотели пересыхать? Возможно, она даже не ожидала такой реакции на свою песню. Ее глаза смотрели на меня, когда она исполняла ?Давай закурим, товарищ дорогой, давай закурим, товарищ мой...? То ли от ее проникновенных интонаций - ?шульженковских?, но в то же время, только ее, ?рожковских?, выстраданных за всех женщин, то ли от впечатления от всего спектакля, мне, почему-то, так стало жалко нас всех. Нас - иногда очень жестоких, глупых, способных на подлости и мерзости, а иногда так по-детски наивных, многострадальных, щедрых на доброту и всепрощающих?
Не буду говорить: ?Идите, смотрите?.
Поймет спектакль не всякая публика.
Но, хорошо, что такая публика у театра ?Около?? есть.

  

Вернуться к списку сообщений форума
  • Впечатление о спектакле "Оккупация..." , Татьяна Линькова, 6 июня