ГАМЛЕТ


Купить билеты на ближайшие даты:

25 Мая (19:00)
30 Мая (19:00)
17 Июня (19:00)

Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

ГАМЛЕТ Фото Виктор Пушкин

ОФЕЛИЯ Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

ГЕРТРУДА и Станиславский Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

ФОРТИНБРАС Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

Фото Виктор Пушкин

У. Шекспир «Гамлет»

«Гораций, в мире много кой-чего,

Что вашей философии не снилось.»

Пресса
Ю.Громыко,
      Ю.Н. Погребничко сумел создать театрально-событийный мир (рабочую онтологию), в котором трагедия «Гамлет, принц Датский» является не пьесой, которую ставят, а главным героем театральной постановки. Да, это трудно вообразимое, но происходящее событие с нами, зрителями, в этом спектакле, когда главный герой – трагедия Шекспира – становится действующим субъектом, обращается к зрителю и ведет с ним диалог всеми регистрами переживаний и всеми типами событийностей.
       Для того, чтобы такое и помыслить и сделать, необходимы два условия: 1) собственный театрально-событийный мир должен по сложностности соответствовать уровню театральной артикуляции «Гамлета». Но не пьесе Шекспира, а всему, что связано с десятками тысяч событий «Гамлета» как театральных постановок за всю историю по всему миру от неудач до потрясающих шедевров, от затертых банальностей повторяющихся слов до откровений. При этом совсем не обязательно все эти спектакли посещать, это можно все знать как-то иначе. 2) И второе. Нужно буквально пространство пьесы «Гамлет, принц Датский» вывернуть наизнанку, создав зоны наблюдения за событием спектакля и точки вненаходимости и одновременного присутствия вовне спектакля и внутри него – в развертывающейся динамике пьесы. То есть ходить в пьесе «Гамлет» по потолку, как на картинах Эшера, проникая в нарисованную дверь, которая вдруг становится реальной и открывает вход в новую нормальную трехмерность этого мира (как в куске из неоконченного романа Набокова «Solus Rex – одинокий король», реплика из которого озвучивается в спектакле).
     Первое из этих двух условий достигается за счет того, что Ю.Н. Погребничко знает, как живет организм «Гамлета» в мире «священного театра», отчего мы независимо от нашего состояния будем всегда погружаться в оцепенение, чему-то радоваться, а что-то не понимать.
Структура собственного театрально-событийного мира позволяет расслоить саму оптику «Гамлета».Что- то из Гамлета уже превратилось в своеобразный космос, в структуру вселенной «Гамлет», в которой мы живем, и что звучит в нашем сознании тысячами интонаций помимо нашего желания. (В этом смысле Гамлет – это навязанное нам в силу освоения культуры цивилизационное сумасшествие). Вся «театровость», которую мы знаем, которую только можем представить, и о которой даже не догадываемся часто, – это Шекспир с заданной им реальностью «Весь мир – Театр», со всей слоистостью игрового поведения от бытовых сцен каждодневных банальных ролевых взаимодействий до сокрытой мистики священного театра, от « когда то, что разыграешь и переживешь, то и сбудется» до «если представишь и разыграешь, то страшное событие и беду отведешь, не дашь ей сбыться», поскольку разбудишь стоячую волну сознания. Поэтому начинается спектакль с горящего названия «Театр», с логотипа МХАТ с чайкой. Из окружающего эфира в сознание проникает звучащая речь, которая в нем, в сознании, уже всегда находится. Поэтому диалог Гамлета «Быть или не быть» в исполнении Смоктуновского звучит из космоса (лучший русский голос Гамлета, вызывающий мыслительные состояния). Призрак рассказывает про злодеяние брата тоже из какого-то сгустка висящего в воздухе света. Удары рапир в поединке Гамлета с Лаэртом тоже проносятся где-то в скрежещущем воздухе, когда оба спокойно сидят и наблюдают. А вот щемящий диалог жестокости Гамлета с Офелией, обнаженного непонимания мы переживаем в спектакле вновь, отождествляясь с игрой актеров.         И конечно, Ю.Н. Погребничко не мог не поговорить с нами языком Шекспира, направив на нас обмен репликами капитана и Гамлета, чтобы зашевелилось смутное:
   «Капитан
Сказать по правде, мы идем отторгнуть
Местечко, не заметное ничем.
Лишь званье, что земля. Пяти дукатов
Я б не дал за участок, да и тех
Не выручить Норвегии и Польше,
Отдай они в аренду этот клад.
   Гамлет
Какой полякам смысл в его защите?
Капитан
Туда уж стянут сильный гарнизон.
      Гамлет
Двух тысяч душ, десятков тысяч денег
Не жалко за какой-то сена клок!
Так в годы внешнего благополучья
Довольство наше постигает смерть
От внутреннего кровоизлиянья. -
Покорнейше благодарю вас, сэр.».
      «Ежик» контекстуального сознания на месте, тут как тут, чтобы притянуть наше внимание из сегодняшней ситуации к Гамлету.
И конечно, размышление Гамлета про Александра Македонского, тело которого превратилось в тлен и пыль, используемую для затычки в бочке. А как же?! «Трагедия смертей и убийств» (как называли трагедию «Гамлет, принц Датский» критики в начале 20-го века) подводит нас к необходимости понимать, как устроено пространство «забегания в смерть» (Е.Л.Шифферс ) и нахождение лучика бессмертия.
     Здесь и вступает в постановке Ю.Н. Погребничко текст Е.Л. Шифферса об устройстве разных пространств – мертвого, очищенного пространства бесконечной делимости, пространства стадионов для состязаний рекордсменов и живых пространств, где присутствуют голоса и образы живых существ. Этот текст Е.Л. Шифферса и используется как средство выворачивания пространства трагедии «Гамлет» наизнанку. Поскольку в этом тексте нас учат различать и артикулировать живые и мертвые, «зачищенные» пространства: «Десакрализация пространства, профанизация пространства отмечается некоторыми исследователями (Леви Брюль, Мирча Элиаде) как краеугольная характеристика «здания» культуры Нового времени. Равномерное и равнозначное, бесконечно открытое, молчащее и никем не населенное, приглашающее к освоению, покорению себя... Или же: неравномерное, неравнозначное, конечное и населенное существами. Многоголосое и говорящее что-то о себе, то есть пространство, артикулированное...
   Вот, собственно, метафоры умирающей и нарождащейся культур». http://vestnik.osu.ru/2014_5/3.pdf - Шифферс, Е. Пространство. Пространственный символизм культуры и религиозная традиция / Е. Шифферс // Московский журнал. – 1991. – No2. – С.19–22.)
    Интересно, а сам «Гамлет, принц Датский» это предъявление мертвого или живого пространства У. Шекспиром? Может оказаться и мертвого, но это определяется постановкой самого «Гамлета», работой с «машиной» пьесы режиссера и артистов.
Но вся эта пронзительная идеология священнодействия по различению пространств мертвых и живых, самолюбивой состязательности и духовного возрастания, безразличного к социальным достижениям, оставалась бы слишком сложной и недоступной для большинства зрителей, повисала бы в виде тяжёлых концептуальных слов, если бы сама пьеса «Гамлет, принц Датский» не была бы сращена в постановке Ю.Н Погребничко с фельетоном Дорошевича про попытку К.Д. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко пригласить режиссера Крэга в Москву поставить «Гамлета». И эта попытка, по версии фельетона, провалилась.
     В основе этого провала комический скандал, который вынесен в микролибретто – программу спектакля театра «Около»: англичанин требует денег, Станиславский возмущается меркантильностью приглашенного режиссера, до конца не разъяснившего замысел. Вот тут собственно выворачивание трагедии «Гамлет, принц Датский» окончательно материализовалось и произошло за счет того, что режиссер еще организует совмещение пространств фельетона и трагедии: актер – исполнитель роли артиста Качалова, который должен исполнять Гамлета в постановке Крэга, исполняет Гамлета в постановке трагедии Ю.Н. Погребничко; актер, изображающий Станиславского из фельетона, является одновременно Полонием в трагедии. Опять актеры тетра «Около» по методу Вахтангова изображают игру актеров-режиссеров. Это сращивание позволяет ассам-режиссерам, создателям русской театральной технологии, проникаясь идеями Крэга, вместе с ним недоумевать, откуда берется призрак отца Гамлета с его зловеще звучащими в облаке света словами:
   «Значит, слушай, Гамлет.
   Объявлено, что спящего в саду
   Меня змея ужалила. Датчане
   Бесстыдной ложью введены в обман.
   Ты должен знать, мой мальчик благородный,
   Змея – убийца твоего отца».
      Это недоумение достигает апогея в возникающем разрастающемся сомнении, а есть ли Гамлет, а был ли вообще такой автор и такой человек – Уильям Шекспир? Но мы-то вместе с режиссером Ю.Н. Погребничко знаем, что пространство, в котором находится Гамлет, оно – живое, хотя, как сейчас сказала бы молодежь, оно «токсичное». И именно это звучащее пространство «вывернет» все кишки Гамлету, у которого сознание открыто к восприятию живого пространства. Но именно так «живая вода», живое пространство, по Шифферсу, в трагедии оказывается убивающим Гамлета, где в промежутке, в каком-то зазоре между началом и концом этого процесса Гамлет индуцирует у нас мышление голосом Смоктуновского «Быть или не быть?» и безжалостно сообщает любящей Офелии, что все женщины - притворщицы:
   «А в чем Офелии чары?
   Загадка песенки простой?
   Про васильки отчаяния
   И про прощанье с резедой…»
         Участники постановки Крэга являются одновременно наблюдателями и участниками постановки трагедии «Гамлет, принц Датский» театра «Около». И эти их наблюдения связаны через текст фельетона с разыгрыванием различных приемов театральных методов конца 19-го – начало 20-го века. Появление дога и должно напоминать о Дании. Это – намек на технику знаковых натуральных символизаций в театре, когда каждая вещь, являясь знаком, к чему-то отсылает, что-то символизирует. Абсурдизм появления, втаскивания дога в спектакль является совсем не абсурдным для сознания изображаемого Станиславского. Затем Станиславский буквально разыгрывает сцену убийства Полония, демонстрируя гибель находящейся в засаде «крысы», падая очень достоверно на подмостки, когда уже крикнуть «не верю» невозможно.
Очень важно, что это – фельетон, комедия, где, ну что автор фельетона, Дорошевич, может понять про реальные муки и сложности настоящих режиссеров-гениев, создавших современный театральный метод? Но что-то шаржированное, преувеличенное фельетонист точно ведь уловил, сам находясь совсем в другом пространстве. И приставленный к трагедии «Гамлет» бурлеск фельетона создает особое место внутри спектакля в виде специальной точки наблюдения за пространством трагедии «Гамлет, принц Датский». Формирование этой точки наблюдения делает ненужным введение в спектакль придуманной самим Гамлетом знаменитой «мышеловки» – игры в игре, когда артисты бродячего театра разыгрывают событие – убийство его отца, а у Гамлета появляется возможность наблюдать за поведением дяди. В спектакле театра «Около» дело, конечно, не в изобличении дяди, а в выявлении и расследовании самой трагедии «Гамлет», что она делает с сознанием человека – в частности, постановщика.
      Вместе с тем важное сближение уже произошло: трагедия помещена в комедийный дивертисмент, разыгрываемую и очень реальную насмешливость, атмосферу веселья и подъема сознания, готовности к любой неожиданности, как будто бродячая труппа артистов из трагедии «Гамлет, принц Датский» вырвалась за границы пьесы и демонстрирует, как можно понимать пьесу и как ее ставить, что изображать, одновременно представляя персонажей из других спектаклей. Не только из «Гамлета». Например, вот Шталмейстер из «Клоунов», а вот исчезающие на заднем фоне прекрасные женские фигуры в удивительных одеждах из спектакля по Бунину, образующие осевшее и затвердевшее в этих образах, навсегда ушедшее время. И эта актерская труппа владеет множеством актерских техник, поэтому почему бы не завершить спектакль игрой маленького джаз-банда?
Читать полностью
Отзывы зрителей
Невидимая трагедия о Гамлете в театре «Около» (реж. Юрий Погребничко)

Священный театр занимается невидимым — так сказал Питер Брук. Трагедию о Гамлете, принце датском — нужно ставить, как трагедию невидимого, разворачивающуюся между пространствами стадиона и храма. Пространство равнозначное, равномерное — это пространство стадиона, говорит нам диктор за кадром. Через некоторое время его словам вторит тень Клавдия или мхатовского актера Вишневского, а может быть — просто человека, который очень привязался к Шекспиру и искренне хотел бы, чтобы он всё-таки существовал. Потом он расскажет нам не один раз о том, что неравномерное и неравнозначное пространство — это пространство храма, в которое проникают лица из разных измерений. Может быть, через те зияющие черные дыры в сцене? Брешь во времени и пространстве.

Мы слышим сквозняк, видим его слабый отблеск на занавесе с мхатовской чайкой, который декоративно прикрывает голую каменную стену. Там, где-то далеко, мерной походкой вышагивают знатные дамы, постепенно исчезая за кадром, словно мальчик у Феллини, но в отличие от него — продолжая свой ход дальше, вот-вот они появятся из закулисья. Пространство кинематографического здесь переплетается с театральным, проявляется через аудиальное, затаенное в подсознании — быть… иль не быть — голосом Смоктуновского, музыка — Шостаковича, не только из «Гамлета», но и «Вальс №2», который вдруг становится сопровождением едва ли не загробного модного показа. Те знатные дамы не проронят за всё время ни слова, как настоящее войско Фортинбраса, только один раз позволят себе слабость — выйти на произвольный подиум, чтобы в них можно было разглядеть моделей, статистов эпохи, призраков картинного измерения — а может быть, это всё-таки девушка с жемчужной серёжкой?

Русский вальс звучит параллельно тюремным песням — на них постоянно срывается то ли Гамлет, то ли Качалов, но всё это  — лишь тени людей, реальных или нет — не имеет значения. Им важно существовать здесь и сейчас, наверное, поэтому «то ли Гамлет» одно время пытается прибить свою тень ногой — и свет подыгрывает ему, это его час. Чужие слова летают в воздухе, кто поймал — того и фраза. Так, Гордон Крэг, приглашенный Станиславским в 1909 г. для постановки «Гамлета» во МХАТе, двоится с призраком отца, а сам Станиславский — в начале мимикрирует под проводника поезда, в котором едет посланный за границу художник Егоров, поющий те самые блатные песни, и проекционный снег по мановению его гитары начинает падать на заднем фоне. История неслучившегося спектакля, невидимой трагедии, которая продолжила существовать где-то в другом измерении после отъезда режиссёра. Лейтмотивом проходит стоппардовская тема — обреченные на вечную повторяющуюся гибель герои сидят перед нами на краю сцены, а за кадром мы уже слышим звуки дуэли. Гордон Крэг никак не может остаться, он должен уйти — как король. Но мы знаем, что это будет длиться вновь и вновь, они будут умирать из спектакля в спектакль, даже если мы этого не видим. Или делаем вид, что не видим, не знаем.

А до спектакля на сцену выйдет девушка с жемчужной серёжкой и будет отмывать пол между вторым и третьим звонком.
лена марголис
Спектакль «Гамлет ( творчество)».
Премьера сезона 2024/2025.

Гораций, в мире много кой-чего,

Что вашей философии не снилось.»

Яркой чертой театра «Около» является абсурдистская эстетика. И поэтому для меня вполне закономерным стало появление спектакля «Гамлет» в репертуаре этого театра. Разберемся, почему.
Спектакль основан на фельетоне В.М.Дорошевича о том, как проходила работа над постановкой «Гамлета» в дореволюционном МХТ, когда К.С. Станиславский решил отклониться от курса реалистичнского искусства и пригласил поставить пьесу Шекспира «Гамлет» английского режиссера Эдварда Гордона Крэга. Постановка ( репетиции шли три года с 1908 по 1911)  просуществовала всего год. Крэг уехал, и с этого времени в Советском Союзе на всех сценах всех театров властвовал только реализм до тех пор, пока не грянула перестройка и не открылся железный занавес.
Что же объединило фельетон и трагедию в спектакле?
В спектакле театра «Около» действие происходит в современную нам эпоху, с захватом дореволюционного времени когда Крэг ставил свой спектакль. Выбранные отрывки из пьесы Шекспира не отражают эпоху драматурга, но связаны с фельетоном и нашим временем важной темой - темой безумия. Некоторые роли исполняют одни и те же актеры: Гамлета и Качалова - Алексей Сидоров. Полония и Станиславского - Алексей Чернышев. Короля и г. Вишневского - Алексей Курганов. Это заостряет еще одну важную тему спектакля -  тему творчества как четвертого измерения, хотя сами герои бьются над тем, чтобы осознать границы нашей реальности.
Гамлета узнать трудно. Он не рефлексирующий шекспировский герой, не мыслитель, а улыбчивый зэк и бард. Через весь спектакль рефреном проходит песня Михаила Круга «Владимирский централ» в исполнении Гамлета. Он мало похож на канонический образ, созданный И. Смоктуновским, но все еще на переднем плане борьбы со злом, как и его великий предшественник.
А вот что касается зла, с этим совсем трудно. Ну нельзя же на самом деле считать, что все зло в короле, с синим носом клоуна, и королеве? Или что,  сразившись с Лаэртом, можно восстановить нравственность и гармонию?
Кому мстить? Некому. Нет одного или группы людей, ответственных за зло в мире. Реальность буквально уходит из-под ног, хоть и хочется ее как-то присобачить, пришпилить, выпустив на сцену хотя бы датского дога, на чем настаивает реалист Константин Сергеевич. Но нет. После того, как жизнь человека утратила всякий смысл в масштабах мира и человек в любую минуту может отправиться по этапу или в места не столь отдаленные, реальность разлезается на куски как старое одеяло.  Границы трехмерного пространства помогают удерживать застолье на троих с гранеными стаканами и наличие чемпионов в спорте. Чемпионы хотя бы как-то телесно обозначают свое существование. Все остальные под вопросом. Крэг, например,  пришел к мысли, что все - призраки, но этого реалист К.С.Станиславский никак допустить не мог, он эту реальность будет держать до последнего, как граненые стаканы в подстаканниках, которые он услужливо всем разносит по ходу спектакля.  Крэг же уезжает, совсем потеряв границы реальности.
       Вопрос о реальности и ее границах - самый острый в спектакле. Что есть, а чего нет? В каком мире мы живем? Куда мы все идем или едем? Каковы критерии нашего мира?
      Нет, трехмерность работает по-прежнему. Время идет. Скорости и перевозки на север и восток нашей необъятной родины растут. «Весна опять пришла»,- поет Гамлет. Весны бегут, но все повторяется: ветер с севера и Владимирский централ, а еще кубок чемпионов. Он придает вес, особенно когда из кубка пьешь. Заземляет.
Могилы открыты. Из них то и дело выскакивают клоуны с красными носами. Вместо гитары на сцене лопата и горькая фраза: «Знай, прах, свое место».
Поэтому никаких сцен фехтования, только звуки фехтующих рапир, а еще голоса великих из великого кино Г.М. Козинцева « Гамлет», когда вопрос, для чего жить, еще имел значение.  Современный Гамлет вопросами не мучается. Исход ясен задолго - тотальная власть смерти: «Пред кем весь мир лежал в пыли, Торчит затычкою в щели.» И все-таки: « Опять защемит грудь…» Эрос и Танатас.  Миф и слово правят миром, как и тысячи лет назад, но это не вписывается в реальность трехмерную.
    Действие на сцене протекает дискретно, прерывисто, иногда без видимой связи. А ее и нет в нынешней жизни. Что причина  и что следствие? Пойди разберись. Поэтому и сцены из трагедии тоже даны не в той последовательности, как в пьесе. В начале спектакля Офелия( Элен Касьяник)  уже оплакивает отца: «Надеюсь, все к лучшему. Надо быть терпеливой. Но не могу не плакать, как подумаю, что его положили в сырую землю». А Полоний, живой, чуть позже, в костюме Станиславского в  самый разгар раздумий Крэга ( Юрий Погребничко) отправляется за ковер ( он же - занавес МХТ) подслушивать разговор Офелии и Гамлета. Его  сражает рапира Гамлета, которой мститель ткнет в могилу ( дыру в полу), но достанет-таки до отца Офелии. А Гамлет докажет, что он не просто улыбчивый паренек, а на действие способен, поэтому и едет по этапу.
Есть в спектакле и тема войны. Отряд Фортинбраса снова и снова проходит по сцене. Из трагедии помним, что норвежец Фортинбрас ( Наум Швец) ведет отряд в двадцать тысяч отвоевывать клочок земли, захваченный Польшей. Двадцать тысяч за клочок земли -  это ли не абсурд?! Почему солдаты - девушки в прекрасных платьях?  А почему бы и нет? И почему бы во время войны не устроить дефиле? Абсурд и есть основной принцип современного мира. Кто-то воююет, у кого-то дефиле на Патриарших.
И зачем нужен Гамлет и был ли Шекспир? Тоже вопрос вопросов в наше абсурдное время.
        И почему собственно Гамлет не скаковая лошадь? Это вопрос задает Крэг, уезжая из России. Вопрос напоминает сцену из романа Роберта Мюзиля, когда главный герой, человек без свойств, без принципов, но стремящийся к славе, обнаруживает в газете статью про гениальную скаковую лошадь. Ну если лошадь гениальна, восклицает он, то каков же критерий гениальности? И Роберт Музиль в романе «Человек без свойств» ( действие в романе начинается в 1913 году в Австро-Венгрии) дает исчерпывающую характеристику нарождающегося времени: главный вектор современной жизни направлен не на поиски смысла, быть или не быть, а на достижение результата: быстрее, выше, сильнее. Тогда понятно, что вы живете. Вы чего-то достигли. А без него вы, извините, -  Гамлет.
        А все-таки режиссеры спектакля: Юрий Погребничко, Алексей Чернышев, Максим Солопов и актеры согрели душу, создав свою парадоксальную реальность, свое измерение.  Здесь можно дирижировать снегом, открывать занавес МХТ, откопать Станиславского и Немировича-Данченко с сотоварищами и  проводить наконец  короля до двери…
Великолепные костюмы созданы Надеждой Бахваловой. Браво всей труппе театра!!!
Мария
Оставьте свой отзыв
 
 
 
Поделиться