,
Интимная история против эпичности
Московские театры МХТ им. А.П. Чехова и «Около» выпустили два «Сирано де Бержерака» одновременно — красивую историю несчастной любви эпохи плаща и шпаги французского драматурга Эдмона Ростана. Forbes Life посмотрел обе премьеры и делится впечатлениями
«Сирано де Бержерак» в авторском театре режиссера Юрия Погребничко «Около дома Станиславского» — любовный, чувственный, очень нежный и весь в слезах. Поставила спектакль ученица Погребничко Саша Толстошева.
Спектакль Егора Перегудова в МХТ имени Чехова совсем другой — героический, масштабный, отважный и выходит за рамки любовного треугольника. Эта постановка — не только про любовь, а в целом про судьбу поэта, про то, как сохранить достоинство человеку, думающему иначе.
В «Около» «Сирано» такой интимный, что в нем даже отсутствует знаменитый монолог героя «Благодарю!», ответ поэта графу де Гишу на предложение дружить с властью. В МХТ, напротив, эпичность замысла зашкаливает. На сцене стоит стена из старых, наполовину оборванных обоев (сценография Владимира Арефьева). Перегудов, любитель поиграть с пространствами, в течение трех часов «отрывает» обои слой за слоем, стена начинает раздвигаться и открывает проход в разные времена: XVI век, золотое время Голливуда, Первая мировая, оттепель 1960-х, заканчивается все ГУЛАГом и сегодняшним днем. Убитый на Первой мировой войне нежный мальчик Кристиан читает стихи Евтушенко «Мне снится старый друг, который стал врагом».
Есть еще одна разница в постановках: у Сирано в «Около» есть тот самый гигантский нос, который в минуты хрупкой надежды на счастье актер Максим Севриновский снимает. В МХТ спектакль идет принципиально без носа. Убрана самая главная деталь образа поэта, предмет его несчастий.
Севриновский — приглашенный актер, звезда театра им. Вахтангова, и его Сирано— это абсолютно выдающаяся роль. Севриновский играет любовь как хроническую боль. С глазами бездомной собаки, которая ждет хозяина, но знает наперед, чем все закончится. Играет тихо, застенчиво, устав от своего несчастья. Болезненно тонкий актер при глобальной мужской харизме. У Сирано складывается чувственный дуэт с Марией Погребничко, которая играет Роксану. Спектакль идет под мелодию Гии Канчели из фильма «Когда цветет миндаль», и это нежный, очень целостный спектакль про любовь.
В МХТ «Сирано де Бержерак» поставлен на двух звездах. Сирано играет Юрий Чурсин, Роксану — Паулина Андреева. Это приманка в традициях МХТ, где работают самые раскрученные звезды кино и сериалов.
В спектакле Егора Перегудова пока есть две проблемы. Желание сказать все сразу и обо всем и при этом — недостаточность чувств. И Чурсин, и Паулина для любовных чувств кажутся слишком опытными и искушенными. Зато в МХТ накрыт стол буквально для всех слоев населения и всех оттенков убеждений. Для либеральной интеллигенции здесь заготовлено смелое стихотворение Евтушенко, Сирано Чурсина не прогибается перед властью и общая героическая идея спектакля о чести и достоинстве художника станет бальзамом для просвещенной театральной публики. Молодежь потянется посмотреть на студентов Школы-студии МХАТ и Кузьму Котрелева в роли Кристиана, уже звезду молодого состава театра. Многих поманит великолепие поставки, красивые костюмы и отличные поединки.
Многие придут посмотреть на Паулину Андрееву. В «Чайке» в роли Нины Заречной она выезжала на сцену на лошади, а в спектакле Треплева про мировую душу появлялась в золотом космическом костюме Уитни Хьюстон из «Телохранителя». Ее Роксане тоже придали голливудский шик. На ней красиво сидят все костюмы, от формы фехтовальщика, белого мехового манто Мэрилин Монро и черного платья с длинной жемчужной нитью в стиле Chanel до платья new look как у Одри Хепберн в «Римских каникулах». И, конечно, Паулине придумали красивые выходы, от голой ножки из-за шторки до выезда на красной Vespa прямо на передовую Первой мировой.
Так что у москвичей, любящих театр, появился выбор. За красотой — в МХТ, за чувствами — в «Около».
Наталья Ртищева
24 марта 2022
,
ЛЮБОВЬ НА КОНЧИКЕ ШПАГИ
«Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
Театр «ОКОЛО дома Станиславского».
Режиссер и художник Александра Толстошева.
МХТ им. Чехова.
Режиссер Егор Перегудов, художник Владимир Арефьев.
Сразу два новых «Сирано де Бержерака» вышли за неделю в Москве — тихий и нежный спектакль Саши Толстошевой в театре «ОКОЛО дома Станиславского» и напористый, как рок-концерт, спектакль Егора Перегудова в МХТ им. Чехова.
Декорации обоих спектаклей — лаконичны и мрачны. Черный куб сцены в ОКОЛО (сценография тоже Толстошевой) — камера обскура. Внутри него много чего происходит, но самые исповедальные сцены играются за его пределами, на авансцене, в полуметре от зрительного зала, точно герои хотят вырваться из заданной им матрицы — остаться заметкой на полях страницы, которая когда-нибудь будет важнее самого текста. В МХТ (художник Владимир Арефьев) сцена под углом, как ножом гильотины, перерезана стеной с прорезью: ржавая стена в обрывках каких-то афиш и объявлений (единственное сохранившееся изображение — портрет Роксаны) напоминает сразу обо всех преградах и запретах. А в сцене гибели Кристиан (Кузьма Котрелев) не просто погибает, а намеренно совершает самоубийство, высунувшись из-за стены.
Оба Сирано — Вахтанговской школы, но абсолютно разные. Максим Севриновский (актер Вахтанговского театра, но и в «ОКОЛО» давно не чужой) — нежный клошар в нахлобученной по самые глаза шляпе (впрочем, его сверкающий взгляд она не скрывает). Его Сирано — про любовь и только про нее. Про невозможность обладать любимой всецело, удержать ее рядом дольше, чем на миг. Про обреченность вечно быть на орбите своей звезды, в ее поле притяжения, но не ближе. Про вселенское одиночество. Плащи, и шпаги, и стихи, и подвиги, и любые безумства — лишь сублимация этой любви. В случае с Сирано Севриновского можно говорить — и театр, так как он режиссирует здесь еще какой-то свой спектакль, как режиссирует любовь Роксаны (Мария Погребничко) и Кристиана (Алексей Артемов). Он никогда не расскажет правду про себя и Кристиана, потому что понимает — уже невозможно быть ближе к Роксане, чем он есть сейчас. Невыносимо. Сгоришь, спалишь ее и себя. Можно только сочинять из своей жизни бесконечную поэму-спектакль, пока судьба-злодейка со своим подлым ударом безликих убийц из-за угла не подскажет, как подарить этой поэме эффектный финал.
Юрий Чурсин — невольник чести, певец достоинства. Он играет гордость, переходящую в гордыню. Роксана — первая красавица Парижа — и потому он мечтает о ней. К слову, она вообще единственная женщина спектакля, центр притяжения всех мужчин, чужая среди своих, своя среди чужих — в театре ли с бархатными ложами или в театре военных действий. Рядом с ней нет даже дуэньи — Роксана сама прикидывается хромой старухой, когда надо решить любовный вопрос или сбежать от посторонних глаз. Но страх насмешки, обратная сторона гордости, не позволяют Сирано Чурсина признаться ей в любви. Как не позволяет гордость принять жертву Кристиана и воспользоваться ее гибелью.
В спектакле Саши Толстошевой три женских роли, и вторая равноценна Роксане. Благодаря ей в спектакле возникает что-то вроде любовного четырехугольника, который невозможно разбить на две счастливые пары. Героиня Екатерины Кирчак (из МТЮЗа) родилась, возможно, из буфетчицы — той, что в пьесе робко пыталась угостить гордеца Сирано, отдавшего все свои деньги за сорванный спектакль Монфлери. Восхищенной простушки — и настоящей Женщины: уж она-то точно не ошиблась бы насчет автора любовных писем. Ее роль в спектакле и жизни Сирано — предчувствовать плохое (и убеждаться в своей правоте); беззаветно любить Сирано, выслушивать его откровения, принимать его любого — раздавленного, обессиленного, никогда не смотрящего на нее; любить даже Роксану, свою соперницу, как отраженный свет Сирано; оплакивать его при жизни — с ее горьких слез, собственно, и начинается спектакль, сразу задавая ему какую-то чистую и безнадежную интонацию.
В обеих постановках важное место занимает фехтование — не ради эффектной разбивки действия или реверанса перед эпохой плаща и шпаги. А как яркий и отточенный, лаконичный и афористичный язык тела, на котором можно сказать то, в чем бессильна речь даже поэтов. И там, и там Роксана и Сирано много и изощренно фехтуют, точно продолжая детскую игру и прячась за привычным занятием. В спектакле МХТ Сирано преподает урок фехтования товарищам по оружию — с каждым фехтует каким-то особым способом: одной рапирой, двумя, клинками, даже тростями. Урок фехтования переходит в урок поэзии: известная сцена «я попаду в конце посылки» переходит здесь в антологию поэтических размеров, эффектный литературоведческий либез. В спектакле «ОКОЛО» Сирано ставит сцену фехтования в своем бесконечном спектакле и оттачивает в ней гибель Кристиана, предвосхищая то, что случится в реальности.
В обоих спектаклях текст Ростана становится лишь фундаментом, на котором каждый театр создает свою сценическую версию. И там, и там спектакль гораздо менее населен, чем пьеса. В МХТ из этого факта даже сочиняют пролог, информируя почтеннейшую публику, что режиссер устранил второплановых персонажей, «но билеты от этого дешевле не стали». Зато зачем-то сделал заметную фигуру из д’Артаньяна (Николай Романов играет пародию на Михаила Боярского). «ОКОЛО» плетет свою постмодернистскую игру о метатеатре, вплетая в текст Ростана «Вишневый сад» и другие тексты на тему утраченных иллюзий.
А в спектакле Перегудова Сирано точно начинает историю поэтов-диссидентов, продолжение которой тянется в наше время. «Сирано де Бержерак» становится своего рода поэтическим клубом, где никто не меряется талантом, ибо все равны перед Поэзией. И кулинар Рагно (Александр Усов). И Сирано со своими письмами (им придуман эквивалент из стихотворений разных авторов). И молодые гвардейцы — студенты Школы-студии (курс Игоря Золотовицкого, который и сам, «отец солдатам», играет здесь Графа де Гиша) — их стихи и баллады вшиты в ткань спектакля. И не сыгравший Сирано Евгений Евтушенко с его стихотворениями «Из воды выходила женщина» и «Мне снится старый друг, который стал врагом…» — оно звучит здесь даже дважды, вызвав бог знает сколько неявных ассоциаций с сегодняшним днем. И открывает счет поэтам, творцам, убитым подло, из-за угла, безликими убийцами, укравшими у них даже право на достойную смерть. Их список читает скороговоркой один из гвардейцев: Хармс, Введенский, Пильняк, Бабель, Мейерхольд, Михоэлс… Спектакль Перегудова сам уже давно забрел в новейший век (все ужасы двадцатого, как мы сейчас понимаем, перекочевали в день сегодняшний). Со своим народом остается овдовевшая — в мужском бесформенном костюме она работает на раздаче в столовой с алюминиевыми мисками. И ждет Сирано, свою «газету», самого верного посланца из прошлой своей жизни.
К которой больше невозможно вернуться.
ОЛЬГА ФУКС, «ПТЖ» апрель 2022
,
Премьера "Сирано де Бержерак"
режиссер Александра Толстошева,театр Около.
Каким-то, как всегда в этом театре, мистическим образом удалось сделать из длинной, нудной, тяжеловесной пьесы Ростана, избежав соплей и длиннот, легкий, летящий и, при этом, глубоко трагический спектакль,не как обычно романтическую историю неразделенной любви,а драму обладающего множеством талантов человека,которым не нашлось применения.Очень театральную историю.Театр один из действующих лиц и реальная жизнь героев подчинена его законам, где персонажи могут повторять неудачно сыгранную сцену,быть в постоянном спарринге на шпагах друг с другом,каждый диалог превращается в дуэль,драка как лекарство от душевных ран,физическая боль уже никого не волнует.Умная Роксана (Мария Погребничко), по сути еще восторженная девочка, в вихре первой любви,но уже, как всякая женщина, любит ушами,в итоге даже не блещущий умом красавец Кристиан (Алексей Артёмов) понимает,что одной красоты недостаточно, это скоропортящийся товар.Похоже, режиссер Александра Толстошева так же пришла к выводу,что настоящая красота любое проявление таланта и музыка.Опять не обошлось без Чехова,пусть выхода нет, прекрасный вишневый сад будет продан и вырублен,но жизнь не кончается,пока играет уцелевший еврейский оркестр.И эта музыка будет вечной,вечен театр,поэзия и только уйдет в вечность художник,поэт,писатель,музыкант после которого останется хоть один шедевр,а уж если он будет о любви, то тем более,как известно, любовь первой выбралась на сушу даже после того, как вода всемирного потопа вернулась вновь к границам берегов и нет более вечного понятия и темы для творчества.Итог :прекрасный спектакль рекомендован к просмотру,будет близок буквально всем, Сирано - Максим Севриновский отдельная планета, Роксана - Мария Погребничко прекрасна ,как фея, в любой момент может взлететь, Марта - то ли актриса,то ли второе я Роксаны,то ли ангел хранитель, ставшая одной из главных действующих лиц - Екатерина Кирчак неописуема,равно, как и Алексей Чернышёв - граф де Гиш, Юрий Павлов - Д'Артаньян и Даниил Богомолов.
И музыка,музыка,музыка…….
@stassokolov1964, [13.03.2022 2:27]
Наталья Витвицкая,
В театре «Около дома Станиславского» – премьера спектакля «Клоуны» Александры Толстошевой. Ученица Юрия Погребничко дебютировала в «Около» в прошлом году, поставив нежного «Сирано» с Максимом Севриновским в главной роли (см. «ЭС» № 9, 2022). Новый ее спектакль удивляет не меньше, хотя и иным.
https://screenstage.ru/?p=19370